Детский сад "Сказка" г. Иркутск
Программа
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ г. Иркутска детского сада комбинированного вида «Сказка»
Иркутск 2014
Содержание образовательной программы
Введение Образовательная программа (далее Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Иркутска детского сада комбинированного вида «Сказка» разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: · 273-ФЗ «Об образовании» от 21.12.2012; · Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от15.05.2013 №26; · ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 №30384); · Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038) · Устав МБДОУ г. Иркутска детского сада комбинированного вида «Сказка» · Лицензия на образовательную деятельность № 5904. От 14 января 2013г. Образовательная программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Образовательная программа ДОУ является основным внутренним нормативно-управленческим документом, регламентирующим жизнедеятельность детского сада. Программа призвана обеспечить конкретизацию и обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОУ, исходя из требований примерной образовательной программы, логики развития самого образовательного учреждения, его возможностей, образовательных запросов основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей). · Целевые установки, содержание Программы, критериальная оценка результативности образовательной деятельности сопряжено и не противоречит ведущим позициям концепции и миссии развития образовательного учреждения, которая состоит в Осуществлении личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Совершенствование охраны и укрепления здоровья детей. Построение тесного взаимодействия с семьей. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. Объем обязательной части Программы составляет 80% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений - 20%. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Раздел I. Целевой раздел программы (обязательная часть программы)
Раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1 Цели и задачи реализации программы
Цель реализации Программы - развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. В рамках Программы реализуются следующие задачи: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Образовательный процесс в ДОУ осуществляется в соответствии с требованиями примерной основной общеобразовательной программой «Детство», авторы: А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова с детьми раннего и дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности. В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи используются программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Авторы - Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Содержательный аспект образовательной деятельности, отражающий специфику национально-культурных, демографических, климатических особенностей Восточно-Сибирского региона, который находит свое отражение в Образовательной программе ДОУ, обеспечивается следующими программами и методическими пособиями: Мишарина Л.А., Горбунова В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья: учебное пособие. – Иркутск: Издательство ИГПУ, 2004 На основе изучения социального заказа родителей в ДОУ организована работа по реализации образовательной деятельности с использованием авторских парциальных программ по следующим направлениям: с детьми старшего дошкольного возраста реализуются программы кружковой работы «Давайте дружить» (психолого – педагогического направления), «Развитие музыкальных способностей средствами народного музыкального творчества»( художественно – эстетического направления), «Сказка» (театрализованной деятельности). Содержание кружковой работы представлено в приложении 1 .
1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы Основные принципы реализации программы: 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Содержание программы отражает следующие подходы к организации образовательной деятельности: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.1.3. Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в ДОУ
На 1 января 2014 года в ДОУ - 255 детей.
Половозрастная характеристика детей: - мальчиков – 115; - девочек – 140
Основной структурной единицей ДОУ является группа для детей раннего и дошкольного возраста. Группы для детей дошкольного возраста подразделяются на два вида направленности – общеразвивающей и компенсирующей (для детей с нарушениями речи). 22 ребенка прибывают на кратковременном режиме пребывания, которые распределены в разновозрастной (от 2 до 4 лет), 2-ой младшей и средней группе №4. По показателям развития и здоровья детей представлены две категории детей – дети, развивающие в пределах возрастной нормы и дети, имеющие проблемы в речевом развитии (по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования). Последняя категория детей имеет проблемы в развитии и состоянии здоровья в целом, и нуждаются в специализированной квалифицированной коррекционной помощи. В связи и разнородностью контингента воспитанников в ДОУ представлены группы общеразвивающей и компенсирующей направленности, в том числе для детей с ОНР. С учетом возрастных особенностей контингента воспитанников на 1 января 2014 года сформировано 9 групп. По возрастным характеристикам представлены все виды групп дошкольного возраста (2-ая младшая гр., средняя, старшая и подготовительная к школе группа). В связи с возрастающим спросом на предоставление образовательных услуг для детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста сформированы 1 разновозрастная группа для детей от 2 до 4 лет и с 4 - 6 Таким образом, структура групп в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей контингента воспитанников имеет следующую специфику:
В связи с дефицитом мест в ДОУ для удовлетворения права на получение дошкольного образования и предоставления вариативных форм дошкольного образования в ДОУ организован кратковременный режим пребывания. Данная форма образовательной деятельности предоставлена для 22 детей раннего и дошкольного возраста и реализуется в разновозрастной (от 2 до 4 лет), 2-ой младшей и средней группе №4. Наполняемость групп:
1.2 Планируемые результаты основания программы (целевые ориентиры) 1.2.1 Целевые ориентиры образования в раннем возрасте
· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; · использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; · владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; · стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; · проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; · проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; · у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
1.2.2 Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте · ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; · ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; · ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; · ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; · у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; · ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; · ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 1.3. Целевой раздел программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений)
1.3.1 Цели и задачи образования детей дошкольного возраста в ДОУ в контексте приоритетного направления развития В соответствии с видовой принадлежностью учреждения в качестве приоритетного направления деятельности для детей старшего дошкольного возраста является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих ООП НОО. Вместе с тем, приоритетным направлением для детей, имеющих проблемы в речевом развитии (дети с ОНР) определено оказание квалифицированной помощи по коррекции недостатков в психическом (речевом) развитии, обеспечивающей равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. 1.3.2 Вариативные принципы и подходы к реализации приоритетного направления развития в условиях ДОУ
- разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому; - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи). Достижение поставленных целей требует решения определённых задач деятельности ДОУ. Для успешной деятельности ДОУ по реализации Образовательной программы ДОУ необходимо: - учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей; - синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей; - осуществлять необходимую квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; - выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; - оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 1.3.3 Целевые ориентиры развития с учетом индивидуальных особенностей контингента (дети с ОВЗ) В итоге логопедической работы дети должны: · понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; · правильно артикулировать отработанные звуки в различных фонетических позициях и формах речи; · фонетически правильно оформлять согласные звуки (п, б, м, т, д, н, к, х, г), гласные звуки первого ряда (а, о, у, ы, и); · четко дифференцировать все изученные звуки; · воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков; · находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; · различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; · овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов; · соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; · узнавать по словесному описанию знакомые предметы; · сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделенным признакам; · владеть элементарными навыками пересказа; · владеть навыками диалогической речи; · владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.; · грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно; · использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.); · общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения. В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность. 7 лет В итоге логопедической работы дети должны: · фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; · правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; · называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; · владеть навыками звукового и слогового анализа и синтеза; · различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; · владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы. · понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги; · понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов; · овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал; · пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; · свободно составлять рассказы, пересказы; · владеть навыками творческого рассказывания; · овладеть графо-моторными навыками. II. Содержательный раздел программы (обязательная часть) 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. 2.1.1. Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 2.1.2. Образовательная область «познавательное развитие»Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 2.1.3. Образовательная область «речевое развитие»Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 2.1.4. Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 2.1.5. Образовательная область «физическое развитие»Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересовКонкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. 2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детейЦель: квалифицированная коррекция недостатков в речевом и психическом развитии, а так же дошкольное образование детей для обеспечения готовности к школьному обучению. Основные задачи: · Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей; · Обеспечение с учетом отклонений в развитии образования по основным направлениям – физическому, познавательно- речевому, социально-личностному , художественно-эстетическому ; · Оказание помощи детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка; · Формирование правильного произношения ( воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); · Готовность к обучению грамоте, оказание помощи в овладении её элементами; · Развитие навыков связной речи; · Обеспечение возможности для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях , оптимальных для всестороннего и своевременного психологического развития; · Проведение коррекции ( исправление и ослабление) негативных тенденций развития; · Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности ( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской , продуктивной, музыкально-художественной, чтения); · Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе; · Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития; · Оказание консультативной и методической помощи родителям ( законным представителям) ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: Принцип системного, целостного и динамического изучения ребёнка; Принцип сотрудничества: формирование личности ребенка происходит в сотрудничестве и совместной деятельности всех специалистов ДОУ, детей и родителей; Принцип универсализма: означает привлечение ребенка к разнообразным видам деятельности; Принцип оптимализма: организация деятельности педагога и ребенка строится на основе изучения, прогнозирования, поддержки и развития ребёнка в заданных условиях среды обитания; педагог поддерживает веру в положительные тенденции развития ребенка и всех субъектов его ближайшего окружения; Принцип комплексности: решение любой педагогической задачи с учетом всех факторов: состояние здоровья, оказывающего влияние на работоспособность ребёнка, его интересов и потребностей, уровня развития, сложности задачи; Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка; Принцип системного подхода , который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи; Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов; Принцип ранней коррекции отклонений в развитии. 2.3.2. Общие подходы к организации коррекционной работы с детьми с ОНР
Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного детей с общим недоразвитием речи является работа по развитию: 1. понимания речи; 2. лексико-грамматических средств языка; 3. произносительной стороны речи; 4. самостоятельной развернутой фразовой речи; 5. подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. В задачу воспитателя группы для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью. 2.3.3. План реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении
Индивидуальный план коррекционной логопедической работы ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ с детьми старшей группы
______________________________________________________
НА 20 /20 УЧЕБНЫЙ ГОД
I. Развитие общих речевых навыков. 1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата. 2.Обучение правильному речевому дыханию. 3.Работа над мягкой атакой голоса. Развитие интонационной стороны речи. II. Формирование произносительных умений и навыков. а) устранение дефектов звукопроизношения; б) развитие умений и навыков дифференциации звуков, сходных по артикуляции и
в) формирование практических умений и навыков пользования правильной
- Постановка звуков __________________________________________________________ __________________________________________________________
- Автоматизация в слогах. - Автоматизация в словах. - Автоматизация в предложениях. - Дифференциация звуков - Автоматизация звуков в спонтанной речи (игры, диалог, развлечения, режимные
III. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений. 1. Развитие слухового внимания. 2. Дать представления о гласных и согласных звуках, их различиях. 3. Выделение гласных звуков в начале, середине, конце слов. 4. Подбор слов на заданный звук. 5. Звуковой анализ слов. 6. Определение наличия звука в слове на материале изученных звуков. 7. дифференциация на слух парных согласных б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с в словах. IV. Формирование, уточнение, расширения словаря по лексическим темам. Формирование грамматического строя речи. Работа над слоговой структурой слова. Развитие связной речи. V. Развитие психических процессов и мелкой моторики.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ с детьми подготовительной к школе группы _______________________________________________
на 20 /20 учебный год I. Развитие общих речевых навыков: 1. Развитие артикуляционного аппарата; 2. выработка правильного речевого дыхания; 3. выработка умения пользоваться громким и тихим голосом. II. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. III. Формирование произносительных умений и навыков: · постановка звуков _____________________________________________________ · автоматизация в слогах _____________________________________________________ · автоматизация в словах ______________________________________________________ · автоматизация в предложениях ______________________________________________________ · дифференциация звуков ______________________________________________________ · автоматизация звуков в спонтанной речи (игры, диалог, развлечения, режимные моменты и т.п.) III. 1.Навыки звукового анализа и синтеза · закрепить знания о гласных и согласных звуках, их признаках; · закрепить представления о твёрдости - мягкости, глухости -звонкости согласных звуков; · развивать звуковой анализ слов.
2. Обучение грамоте по букварю Жуковой · упражнять в печатании букв, выкладывании их из спичек, крупы и т.п.; · упражнять в чтении и печатании слогов, слов и предложений с пройденными буквами; · упражнять в разгадывании ребусов, решении кроссвордов, чтении изографов. IV. 1. Формирование лексико-грамматического строя речи. 2. Формирование самостоятельной развёрнутой фразовой речи 2.3.4. Описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса в ДОУ
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка. Усилия специалистов ДОУ в заданных рамках дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач: Глубокое, всестороннее изучение каждого ребёнка (выявление индивидуальных особенностей, уровня развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, потенциальных возможностей развития, запаса знаний и представлений об окружающем мире, умений и навыков в различных видах деятельности). Конструирование и реализацию индивидуальных и групповых коррекционных программ. Изучение динамики развития детей в условиях коррекционного обучения, уточнение их образовательных маршрутов в условиях дошкольного учреждения. Например, на начальном этапе могут быть рекомендованы занятия в 25 ноября 2014 в 09:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.